"Без памяти – нет истории,

Без истории – нет культуры,

Без культуры – нет духовности,

Без духовности – нет воспитания,

Без воспитания – нет Человека,

Без Человека – нет Народа!"

В.А. Караковский

Музей – институт социальной памяти, хранилище национального богатства и принадлежащего обществу историко-культурного и природного наследия.

Задача музея – пробуждать в детях и подростках потребность глубже познать историю Отечества из разных источников информации: из знакомства с музейной экспозицией, из книг и фильмов, рассказов ветеранов, экспонатов музея, экскурсий по местам боёв и др.. Только у человека, хорошо знающего и чувствующего историю, пробуждается любовь не только к прошлому, но и к настоящему и будущему своей страны. Музей также призван стать информационной базой для проектной и исследовательской деятельности учащихся школы.

Роль музея в образовательном процессе:

1) обзорные экскурсии для гостей школы: участников методических семинаров, студентов

2) экскурсии для учащихся, для ветеранов школы, жителей микрорайона

3) проведение уроков на базе музея

4) использование музейных предметов в качестве учебных пособий на уроке

5) обучение членов совета музея

6) подготовка учебно-исследовательских работ

7) участие в учебно-исследовательских конференциях

8) проведение учебы актива музеев

9) проведение семинаров руководителей школьных музеев

10) участие в Днях открытых дверей для родителей

11) проведение уроков мужества, праздников, встреч с интересными людьми

Основными целями музея, как структурного подразделения образовательного учреждения, являются формирование гражданственности школьников через воспитание устойчивого навыка социальной и творческой активности учащихся.

Школьный музей призван способствовать формированию у учащихся гражданско-патриотических качеств, расширению кругозора и воспитанию познавательных интересов и способностей, овладению учащимися практическими навыками поисковой, исследовательской деятельности, служить целям совершенствования образовательного процесса средствами дополнительного образования.

Школьный музей расположен на втором этаже, в центральной рекреации, в кабинете №230. Это новое помещение нашего музея.

Музей был открыт в здании классической гимназии им. М.И.Платова, ныне школа №3, где учился православный философ, религиозный мыслитель и ученый с мировым именем. Открытие состоялось в день кончины Алексея Лосева (отца Андроника), совпадающий с днем святых Кирилла и Мефодия, славянских просветителей, символизирующих единство философии и филологии.

На торжественном мероприятии присутствовали представители православной церкви, мэр города Владимир Киргинцев, профессор Ростовской консерватории им. С. Рахманинова, официальный уполномоченный Московского дома Лосева Наталья Бекетова, педагоги и учащиеся школы, журналисты, почитатели таланта нашего выдающегося земляка.

- Открылось пространство Алексея Лосева. Это место на земле, где он родился как философ. Это лоно, откуда вышел философ, - сказала на церемонии Наталья Бекетова. - В своих мыслях и мечтах он всегда возвращался сюда: в Новочеркасск, в гимназическую церковь, где он учился видеть Бога, получил основы знаний, которые дали ему в дальнейшем силы и возможности создать свои философские труды, пережить тяготы лагерей, потерю здоровья.

В экспозиции музея представлены фотографии и труды Алексея Лосева, предметы быта, создающие атмосферу, связанную с новочеркасским периодом жизни философа. Особое внимание ко всему, что связано с именем отца Андроника уже много лет проявляет протоиерей Олег Добринский, настоятель Михаило-Архангельского храма.

Все имеющиеся в наличии текстовые материалы, фотографии и экспонаты хранятся в нём согласно положению о Музейном фонде.

Основой школьного музея является архив, состоящий из 11 архивных папок, соответственно пронумерованных и классифицированных: №1 (документация музея), №2 (наши знатные земляки), №3 (переписка), №4 (творческий союз: учителя и ученики), №5 (наша жизнь: планы, мероприятия, экспедиции), №6 (творческие работы учащихся: доклады, рефераты, эссе), №7-9 (фотоархив), №10(газетно-журнальные публикации), №11 (текущие дела).

В альбомах и на отдельных листах форматом А-3, А-4 широко представлена работа экспедиционных отрядов за разные годы: собраны и систематизированы материалы о Герое Советского Союза, выпускнике 3 средней школы Сухове К.В.; материалы о деятельности большевистского ревкома железнодорожной станции Новочеркасск в 1917-1920 гг.; материалы о работе подпольной организации в г. Новочеркасске во время немецкой оккупации и др.

Вниманию посетителей представлены страницы Летописи школы как старейшего на Дону учебного заведения, а также воспоминания о школе, учителях и учениках согласно историческим вехам существования школы:

1805 – 1913 гг.  -  гимназия мужская казачья

1913 – 1920 гг.  -  гимназия им. графа М.И.Платова

1920 – 1926 гг.  -  школа №3

1926 – 1955 гг.  -  мужская средняя школа №3

1956 – 1992 гг.  -  средняя школа №3 им.В.В.Маяковского

с 1992 г.             -  МОУ СОШ №3 им.атамана М.И.Платова.

На основе архивных документов составлены, отпечатаны и хранятся в отдельных папках списки начальствовавших и учивших в школе №3, а также списки выпускников школы с 1808 по 1965 гг.

В отдельных папках хранятся рефераты, доклады и авторские работы учащихся: "Новочеркасская мужская гимназия. 1876 – 1920", "Жизнь и быт казачества в произведениях М.А.Шолохова", "Донской фольклор. Подборка казачьих пословиц и поговорок", "Донская кухня в произведениях Шолохова и Калинина", "Казачий альманах. Проба пера" и др.

В экспозиции музея представлены предметы казачьего быта: головные уборы, утюги, настенные часы с маятником, корзинка для рукоделия, самовар, чайник,   медная ступка  и др.

В стендово-рамочном оформлении музея нашли отражение как исторические вехи школы (портрет М.И.Платова, директора гимназии А.Г.Попова, эскиз форменной одежды гимназистов, выдержки из писем и представлений начала XIX века), так и портреты Донских казачьих атаманов (64 л.), изображения казачьих наград (3 л.).

В шкафах хранятся как плакаты ("Возникновение казачества на Дону", "Развитие казачества на Дону", "Геноцид казачества"), так и книги казачьей тематики, среди которых выделяется ротапринтное издание "Очерки истории Новочеркасской войсковой гимназии", составленные священником И.Артинским. Новочеркасск: Областная войсковая Донская типография, 1907. Эта книга – дар Г.С.Воробьёва от 25.07.1976 г., окончившего гимназию в 1918 году. Сама же книга принадлежала его отцу, Воробьёву Стефану Давидовичу, окончившему гимназию в 1884 г. В двух экземплярах хранятся и 3 книги В.А.Лопатина "Новочеркасск и Платовская гимназия в воспоминаниях и документах".

Музей посещают учащиеся школы, школ города, представители общественных организаций, ветераны Великой Отечественной войны и локальных конфликтов, представители администрации города, области.

Музей стал в школе центром патриотического воспитания учащихся. Музей - это книга памяти: ведь собранные в нем документы и предметы хранят память прошлого, передают ее, как эстафету, нашим потомкам, поддерживают и развивают связь, нить времен и поколений.

Двери школьного музея всегда открыты для желающих посетить его