ДОКЛАД

на тему: �Реализация исследовательских видов деятельности, как условие развития детской одаренности в начальной школе�

 учитель начальных классов Сорокина О.В.

 

  

     Талант � выдающиеся врожденные качества, особая природная одаренность.

    Талантливые. Творческие люди веками воспринимались как подарок небес. Что такое талант? Исследования ученых показали, что возможности людей, которых обычно называют талантливыми или одаренными не аномалии, а норма. Задача заключается в том, чтобы раскрепостить мышление человека, использовать те богатейшие возможности, которые дала ему природа и о существовании которых многие не подозревают.

    � ЧЕМ БОЛЬШЕ Я ЗНАЮ, ТЕМ БОЛЬШЕ ПОНИМАЮ, КАК МАЛО Я ЗНАЮ�. Эта диалектическая истина имеет глубокие корни. В результате творческой деятельности человек увеличивает радиус познанного и одновременно расширяет количество наведамого ему, тем больше их возникает. И чем больше неразрешимым кажется вопрос, тем большего творчества при его решении требуется.

    Определимся с понятиями �одаренность� и �одаренный ребенок�.

    Одаренность- это системное, развивающиеся в течение жизни качество психики. Которое определяет возможность достижения человеком более высоких) необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.

     Одаренный ребенок- это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями( или имеют внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.

    Оценка конкретного ребенка как одаренного в значительной мере условна. Самые замечательные способности его не являются прямым и достаточным показателем его достижений в будущем. Нельзя закрывать глаза на то, что признаки одаренности, проявляемые в детские годы, даже при самых благоприятных условиях могут либо постепенно, либо весьма быстро исчезнуть. Учет этого обстоятельства особенно важен при организации практической работы с одаренными детьми.

    Исходя из этого, в практической работе вместо понятия �одаренный ребенок� следует использовать понятие �признаки одаренности ребенка� (или �ребенок с признаками одаренности�).

    Дети с такими признаками необычайно чувствительны, они острее реагируют на неправильный стиль взаимодействия.

    ПРОБЛЕМЫ ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ: (подчеркнутое в слайдах)   сл. 1

1.      Неприязнь к школе. Такое отношение появляется оттого, что учебная программа скучна и неинтересна для него.

2.      Игровые интересы. Таким детям нравятся сложные игры и не интересны те, которыми увлекаются их сверстники средних способностей. Вследствие этого они не находят партнеров по игре и часто остаются одни.

3.      Комфортность. Одаренные дети отвергают стандартные требования, считая их бессмысленными.

4.      Несоответствие между физическим, интеллектуальным и социальным развитием. Одаренные дети часто предпочитают общаться с детьми более старшего возраста, где им трудно быть лидерами.

   Необходимо обращать внимание на следующие особенности одаренных детей: ( сл.2)

        Стремление к совершенству (характерна внутренняя потребность к совершенству);

        Ощущение неудовлетворенности (стремятся достичь совершенства во всем, критически относятся к своим достижениям, часто не удовлетворены ими);

        Ставят перед собой нереальные цели (не имея возможности достичь их, начинают переживать);

        Сверхчувствительность (более уязвимы);

        Потребность во внимании взрослых;

        Нетерпимость (нередко с недостаточной терпимостью относятся к детям, стоящим ниже их в интеллектуальном развитии, отталкивают замечаниями, выражающими презрение или нетерпение).

Выделяется два аспекта поведения одаренного ребенка: ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫЙ ИМОТИВАЦИОННЫЙ и каждый из них имеет свои признаки.   ( сл. 3  (схема)

Инструментальный:

1.     Наличие специфических стратегий деятельности.

2.     Сформированность своеобразного стиля деятельности, выражающегося в склонности �все делать по-своему� с присущей ему самодостаточной системой саморегуляции.

3.     Своеобразный тип обучаемости. Факты свидетельствуют, что одаренные дети уже с раннего возраста отличаются высоким уровнем способности к самообучению, поэтому они нуждаются не столько в целенаправленных учебных воздействиях, сколько в создании вариативной и индивидуализированной образовательной среды.

 

 

Мотивационный:

1.      Повышенная избирательная чувствительность к определенным сторонам предметной деятельности ( знакам, звукам, цвету, техническим устройствам, растениям и т.д.).

2.      Повышенная познавательная деятельность, которая проявляется в любознательности.

3.      Ярко выраженный интерес к определенным сферам деятельности, погруженность в то или иное дело.

4.      Высокая требовательность к результатам собственного труда.

   Подчеркиваю, что поведение одаренного ребенка совсем не обязательно должно соответствовать одновременно всем перечисленным признакам. Тем не менее даже наличие одного из этих признаков должно привлечь внимание и ориентировать его тщательный и длительный анализ каждого конкретного случая.

ПРИНЦИПЫ И МЕТОДЫ ВЫЯВЛЕНИЯ ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ.    ( сл. 4)

Выявление одаренных детей - продолжительный процесс. Связанный с анализом развития конкретного ребенка. Поэтому вместо одномоментного отбора одаренных детей необходимо направлять усилия на постепенный. Поэтапный поиск в процессеих обучения.

        Психометрические тесты могут использоваться в качестве одного из источников дополнительной информации идентификации одаренного ребенка, но ни в коем случае не в качестве единственного критерия для принятия решения. Что данный ребенок является �одаренным� либо �неодаренным�.

        Психолого � педагогический мониторинг , но он должен отвечать целому ряду требований (1. Комплексный характер оценивания разных сторон поведения и деятельности ребенка;

2. длительность процесса идентификации;

3. соответствие поведения ребенка его склонностями интересам;

4. экспертная оценка продукта деятельности детей (рисунков, стихотворений, технических моделей и т. д.);

        Анализ реальных достижений детей и подростков в различных предметных олимпиадах, конференциях, спортивных соревнованиях, творческих конкурсах смотрах и т. д

Однако комплексный подход к выявлению одаренности не избавляет полностью от ошибок . В результате может быть �пропущен� одаренный ребенок или, к числу таковых может быть отнесен ребенок, который никак не подтвердит этой оценки в своей последующей деятельности.

При выявлении одаренных детей необходимо дифференцировать:

а) актуальный уровень развития одаренности, достигнутый на данном возрастном этапе;

б) особенности конкретных проявлений одаренности, связанные с попытками ее реализации в различных видах деятельности;

в) потенциальные возможности ребенка к развитию.

Направления работы с одаренными детьми   ( сл. 5)

ОБЩИЕ ПРИНЦИПЫ:

ЦЕЛИ ОБРАЗОВАНИЯ: ( сл. 6)

Психологические особенности одаренных детей наряду со спецификой социального заказа в отношении этой группы учащихся обусловливают определенные акценты в понимании основных целей обучения и воспитания, которые определяются как формирование знаний, умений и навыков в определенных предметных областях, а также создание условий для познавательного и личностного развития учащихся с учетом их дарования. Применительно к таким детям необходимо обратить особое внимание на следующие моменты. Одаренные дети должны усвоить знания во всех предметных областях, составляющих общее среднее образование.

В качестве приоритетных целей обучения  детей с общей одаренностью могут быть выделены следующие:

СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ    (сл.7)

В обучении одаренных детей применяются четыре основных подхода к разработке содержания учебных программ.

1.      УСКОРЕНИЕ  (он должен применяться с осторожностью и только в тех случаях , когда в силу особенностей индивидуального развития одаренного ребенка и отсутствия необходимых условий обучения применение других форм организации учебной деятельности не представляется возможным.

2.      УГДУБЛЕНИЕ (данный подход эффективен по отношению к детям, которые обнаруживают особый интерес к определенной области знания или области деятельности.

3.      ОБОГАЩЕНИЕ (этот подход ориентирован на иное содержание обучения с выходом за рамки изучения традиционных тем за счет установления связей с другими темами, проблемами или дисциплинами.

4.      ПРОБЛЕМАТИЗАЦИЯ  (этот подход предполагает стимулирование личностного развития учащихся.)

МЕТОДЫ И СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ    (сл. 8)

Методы обучения, как способы организации учебной деятельности, являются важным фактором успешности усвоения знаний, а также развития познавательных способностей и личностных качеств. Применительно к обучению интеллектуально одаренных детей ведущими и основными являются методы творческого характера: 

o       проблемные;

o       поисковые;

o       эвристические;

o       исследовательские;

o       проектные в сочетании с методами самостоятельной, индивидуальной и групповой работы.

Они эффективны для развития творческого мышления и многих важных качеств личности ( познавательной мотивации, настойчивости, самостоятельности, уверенности в себе, эмоциональной стабильности и способности к сотрудничеству ).

   Обучение одаренных детей в условиях общеобразовательной школы может осуществляться на основе принципов дифференциации и индивидуализации.

   Работа по индивидуальному плану  и составление индивидуальных программ предполагает использование современных технологий ( в том числе дистанционного обучения).

  Существенную роль в индивидуализации обучения одаренных детей может сыграть наставник (тьютор). Тьютором может быть высококвалифицированный специалист (ученый, поэт. художник, шахматист и т.п.)

  Большие возможности содержатся в такой форме работа, как организация исследовательской деятельности. Под  исследовательской деятельностью понимается деятельность, связанная с решением творческой, исследовательской задачи и предполагающая наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере. Эта деятельность позволяет детям овладеть на более высоком уровне приемами и навыками интеллектуальной деятельности.  Исследовательские умения и навыки играют важную роль в адаптации личности к условиям постоянно меняющегося окружающего мира.

Учителя начальных классов МОУ СОШ № 3 эту форму работы используют  в виде тренингов на уроках окружающего мира и во внеурочной деятельности.  Исследовательский тренинг � это занятия по приобретению обучающимися специальных знаний и развитию у них умений и навыков исследовательского поиска.

 По итогам работы организуется мониторинг исследовательской деятельности школьников.(Приложение 1)

    Поощряйте детей за его самостоятельность, отмечайте все его дела, с которыми он справился без посторонней помощи. Давайте возможность даже делать то, что пока ему не под силу. Выполняя работу самостоятельно, он чувствует себя по-настоящему полезным.

Используются технологии uCoz