МЕТОДИКА  ИЗУЧЕНИЯ  БИОГРАФИИ  ПИСАТЕЛЯ

Альбина Алексеевна Бакай,

учитель русского языка и литературы

МБОУ СОШ № 3 им. атамана М.И. Платова,

учитель высшей категории, стаж работы 40 лет. 

 

В  КУРСЕ  РУССКОЙ  ЛИТЕРАТУРЫ

ПЕРВОЙ  ПОЛОВИНЫ  XIX  ВЕКА

 

 

 

          Знакомство с биографией писателя необходимо для дальнейшего изучения его творчества. Лекция о биографии художника слова должна выяснить:

 

      а)  в чём особенности писателя как художника и мыслителя;

 

     б)  как он связан с эпохой, с теми или иными общественными классами,                      

          с  народной жизнью;

 

     в)  как развивался стиль писателя, каковы были основные этапы его творческого

          пути;

 

     г)  что нового внёс он в общественную жизнь и в историю литературы.

 

 

          В этой единой схеме изучения всех биографий намечены существенно важные общие задачи и в то же время сделан акцент на необходимость выделения особенного в каждом писателе. Для определения этого особенного и важно поставить специфические, конкретные задачи изучения биографии каждого художника слова.

          Установка на изучение всех биографий в свете лишь общих задач стирает грани различия между глубоко индивидуальными, уникальными, неповторимыми биографиями. Изжить, преодолеть эту ошибку можно лишь постигая в жизнеописаниях деятелей литературы прежде всего и главным образом их особенное и неповторимое, то есть, не игнорируя общее, нужно осуществлять вполне конкретные, специфические цели и задачи.

          Приобщение школьников к цели и задачам изучения биографии писателя сделает их сознательными соучастниками преподавателя в поисках истины: мысли учащего и учащихся будут работать в одном направлении. Но для этого учителю необходимо заранее продумывать вопросы о конкретных, специфических целях и задачах изучения биографий ряда писателей и составить для себя рабочий план на весь учебный год. Работа эта нелёгкая, потому что ни в программе, ни в учебниках, ни в методических пособиях частные, специфические цели и задачи изучения биографий не формулируются. А их можно и следовало бы в интересах системности и перспективности занятий предварительно намечать  примерно в таком порядке:

 

 

 

 

ИЗУЧЕНИЕ   БИОГРАФИЙ

 

 

 

 

 

 

Писатель

 

 

     

Цель

 

 

                         

Задачи

 

 

Ломоносов

Михаил

Васильевич

 

Изучить и понять,

"как архангельский

мужик по своей  и

доброй воле стал разумен и велик".

(Н.А.Некрасов)

 

 

   Показать "благородную упрямку" Ломоносова, проявившуюся в борьбе за науку; раскрыть особые условия формирования его как учёного и поэта и его самоотверженное служение науке на благо Родины и народа.

 

Фонвизин

Денис

Иванович

 

Составить

представление о Фонвизине как "сатиры смелом властелине".

(А.С.Пушкин)

 

   Раскрыть высокий моральный облик писателя, его гражданское мужество в борьбе с     произволом крепостников-помещиков и придворного дворянства, прогрессивность  взглядов и черты ограниченности их; показать значение идей Фонвизина в истории развития           освободительного движения в России.

 

 

Радищев

Александр

Николаевич

  

Постичь глубину

и величие подвига первого русского писателя-революционера.

 

   Осознать бескорыстность, чистоту и благородство всех помыслов и деяний Радищева, пожертвовавшего своим высоким званием и положением, богатством и почестями ради борьбы за счастье народа; понять веру писателя в

народ, непреходящее значение революционных идей Радищева.

 

 

Грибоедов

Александр

Сергеевич

 

Понять, как Грибоедов "делал всё: он  написал "Горе от ума".

(А.С.Пушкин)

 

   Раскрыть условия исключительно быстрого формирования творческого гения писателя; показать связь Грибоедова с декабристами и значение его деятельности для развития их идеологии и роста освободительного движения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Писатель

 

 

 

Цель

 

Задачи

 

Пушкин

Александр

Сергеевич

 

Понять идейную

насыщенность жизненного и творческого пути величайшего из поэтов, общественное и литературное значение его творчества.

 

   Постичь исключительно благоприятные условия (историко-политические, литературные и семейно-бытовые) для универсального  развития личности поэта; его быстрое и непрерывное творческое восхождение; неустанное стремление быть"с веком наравне"; новаторский характер всех периодов и видов его творчества; верность освободительным идеям дворянских революционеров; ясное самоосознание им своего значения для народа; определяющее влияние творчества Пушкина на последующую литературу.

 

 

 

Лермонтов

Михаил

Юрьевич

 

Показать,

что жизнь и творчество

Лермонтова есть последнее эхо декабристского восстания.

 

 

 

   Раскрыть жизнь поэта как цепь непрерывных конфликтов его с высшим светом; показать трагедию его одиночества, разочарования и безысходности в условиях николаевской реакции, стремление быть ближе к народу.

 

 

Гоголь

Николай

Васильевич

 

Вникнуть

 в сложность и противоречивость жизненного  и

творческого пути

писателя, понять его роль в истории развития

общественной жизни и литературы.

 

 

 

   Дать учащимся представление о Гоголе как      о писателе-гражданине, который видел единственный смысл своей жизни в бескорыстном служении Родине и всему человечеству; осмыслить положительное значение для Гоголя его связи с прогрессивными представителями народа в период становления и расцвета творчества и неизбежность духовной драмы в период отхода от коренных интересов народа.

 

 

 

 

 

 

 

          Установив цели и задачи изучения биографии, необходимо определить и план её изложения. План определяет порядок, меру объёма и содержание изложения темы (или проблемы).

          Целесообразность сообщения плана обучающимся не подлежит сомнению. Но когда давать его: перед изложением темы, в процессе работы над ней или после её завершения? По этому вопросу нет единого мнения – он решается учителями           по-разному. Думается, что план должен определяться, а следовательно, и записываться в процессе раскрытия темы. Это держит класс в рабочем состоянии во время урока и облегчает обучающимся возможность следить за развитием мысли учителя. Впрочем, во избежание однообразия можно соблюдать такой порядок        не всегда.

          Если обучающиеся знакомятся с биографией писателя впервые, то основным способом её подачи будет метод лекционный. Положительное значение  лекционного метода не подлежит сомнению. Полноценная лекция даёт обучающимся основы знаний как по всей учебной дисциплине, так и по её частным вопросам, способствует развитию у школьников стремления к самообразованию, организует мышление, вооружает слушателей методом и приёмами познания, формирует мировоззрение, воспитывает убеждения. Однако познавательно-воспитательные задачи лекция выполняет лишь при определённых условиях: если её содержание не оторвано от жизни, если она конкретна, содержательна, интересна, научно обоснована, систематична и излагается просто, ясно, увлекательно, с установкой на активизацию деятельности  обучающихся.

          По мере изучения жизни и деятельности того или иного писателя надо ставить перед обучающимися вопросы, требующие оценки его с точки зрения современной эпохи. Например: "Чем нам особенно дорог Радищев?", "Как мы оцениваем     дружбу Пушкина с декабристами?", "В чём заключается историко-литературное значение жизни и деятельности Пушкина?", "Что даёт нам изучение биографии Лермонтова?",  "Чему нас учит духовная драма Гоголя?", "Что в жизни Гоголя вызывает у нас отрицательное отношение и почему?".

          Для развития у обучающихся способности обобщать, делать умозаключения и выводы необходимы обобщающие вопросы. Они учат правильно отбирать, осмысливать, анализировать и обобщать основные факты, способствуют глубокому усвоению их.

          Для обобщающих вопросов необходимо отбирать наиболее важные, существенные факты и события. При этом ставится задача не только воспроизвести факты, рассказать о них, но и дать им правильное освещение и обобщение. Вопросы, требующие обобщения, обычно ставятся и обсуждаются после изучения всей биографии писателя и её основных периодов, когда факты жизни и творчества автора уже хорошо известны учащимся. При недостаточном количестве и незначительном содержании фактического материала обучающиеся запоминают лишь ряд сведений, не думая и не размышляя над ним, обобщение в этом случае усваивается поверхностно, отрывается от фактов, является для обучающихся отвлечённой сухой формулой. Однако и излишняя погоня за фактами может заслонить суть дела. Обилие фактов мешает как следует разобраться в них, выделить основные, главные для усвоения требуемого обобщения.

 

 

 

 

 

 

Примерные обобщающие вопросы,

которые могут быть поставлены

к биографиям писателей, изучаемым в IX классе:

 

 

 

  • Какие  основные периоды  и  почему можно выделить  в  жизни и деятельности

             М.В.Ломоносова?

  

  • Объясните, как и какие условия жизни М.В.Ломоносова влияли

      на формирование его характера:

             а) в родном северном краю

             б) в Москве

             в) за границей

             д) в Петербурге.

 

  • Выделите и объясните наиболее характерные черты личности

      М.В.Ломоносова, проявлявшиеся во все периоды его жизни и деятельности.

 

  • Воспроизведите и объясните, как сам М.В.Ломоносов определил главные задачи своей жизни и основные черты своего характера в письме к вельможе И.И.Шувалову.

 

  • Какими важнейшими особенностями петровской эпохи и личными чертами М.В.Ломоносова определялось и обеспечивалось исключительное разнообразие его деятельности?

 

  • Какой вклад внёс М.В.Ломоносов в русскую литературу и культуру как поэт, литературовед и языковед?

 

  • Какие важнейшие открытия М.В.Ломоносова наносили сокрушительный удар по религии?

 

  • Какие историко-культурные преобразования петровской эпохи создали весьма благоприятные предпосылки для научной и поэтической деятельности М.В.Ломоносова?

 

  • В чём выражались крайне неблагоприятные условия воспитания и развития поэта Г.Р.Державина?

 

  • Выделите и объясните основные черты характера Г.Р.Державина, определившиеся в зрелые годы его жизни и творчества.

 

  • Как в своей оде "К Фелице" Г.Р.Державин сближает поэзию с жизнью?

 

  • С какими типичными для той эпохи и особенными условиями воспитания и формирования творческой личности Д.И.Фонвизина знакомит нас его биография?

 

  • Что было общего в отношении к крепостнической действительности России XVIII века у Г.Р.Державина, Д.И.Фонвизина и А.Н.Радищева?

 

  • Как выражались революционные убеждения А.Н.Радищева в его отношении к самодержавию, религии и крепостному праву?

 

  • Вскройте и объясните, какими наиболее характерными чертами отличалась эпоха, в которую жили и творили А.С.Пушкин  и  А.С.Грибоедов.

 

  • Проследите мысленно весь жизненный путь А.С.Грибоедова и сделайте вывод о том, в чём и как выразилось разнообразие его дарований.

 

  • С какими препятствиями всю жизнь боролся А.С.Грибоедов и какие из них являются, по вашему мнению, самыми главными?

 

  • Выделите и объясните, какие факты из жизни  А.С.Пушкина убеждают  нас в прямоте, искренности и гражданской смелости его характера.

 

  • Вскройте общее и особенное в каждом из основных периодов жизни и творчества А.С.Пушкина.

 

  • Кто из выдающихся современников, с которыми в разное время встречался А.С.Пушкин, был ему особенно близок и почему?

 

  • Выделите и покажите, что нового вносил А.С.Пушкин в русскую литературу     в каждый период своего творческого развития.

 

  • Чем было особенно неблагоприятно время, в которое жили и творили М.Ю.Лермонтов и Н.В.Гоголь?

 

  • Какие общие и отличительные черты можно отметить в жизни и творчестве А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, Н.В.Гоголя?  Как объяснить их?

 

  • Определите, какие типичные для писателя XIX века и особенные условия жизни и творческого развития М.Ю.Лермонтова проявлялись во все периоды его жизни.

 

  • Какие наиболее характерные условия общественной жизни способствовали появлению у М.Ю.Лермонтова пессимистических настроений?

 

  • Какие перемены в общественном положении русских писателей и поэтов можно проследить, начиная с XVIII века и кончая нашим временем?

 

 

 

          Итак, монологическое изложение биографии допускает постановку самых разнообразных вопросов в целях активизации обучающихся. Но применять вопросы надо в меру, строго отбирая нужные, полезные, в зависимости от цели и задач, которые выдвигает сам учитель.

          В последнее время педагогическая психология рекомендует для активизации мыслительной деятельности учащихся на уроке практиковать приём создания проблемной ситуации, для которого используется такой учебный материал, который на первый взгляд кажется противоречивым. Он требует от обучающихся более глубокого и вдумчивого отношения.

 

 

          Вполне приемлем при изучении биографии писателя письменный опрос обучающихся (дифференцированный, вариативный). Круг вопросов может быть очерчен предлагаемыми ниже вариантами.

 

 

 

Для письменного опроса  по биографии М.В.Ломоносова

 

 

I вариант

 

1.      Какие исторические причины обусловили возможность появления гения

Ломоносова в России?

2.  Почему русский крайний Север представлял наиболее благоприятные условия

     для формирования такого человека, как М.В.Ломоносов?

 

 

II вариант

 

1.      У кого и как учился М.В.Ломоносов в родном краю? Какие книги и почему

он назвал "первыми вратами своей учёности"?

2.      Что такое "благородная  упрямка" М.В.Ломоносова?

Как и в чём она проявлялась?

 

III вариант

 

1.      Объясните значение языковой реформы М.В.Ломоносова.

2.      В чём заслуга М.В.Ломоносова перед нашей литературой?

 

 

IV вариант

 

1.  Объясните содержание и значение стихотворной реформы М.В.Ломоносова

3.      Какие лучшие черты русского трудового народа отразились в личности

М.В.Ломоносова?

 

 

 

 

 

Для письменного опроса по краткой биографии Д.И.Фонвизина

 

 

 

I вариант

 

1.  В чём заключалось основное противоречие эпохи, в которую жил Д.И.Фонвизин?

   

2.  Какую цель преследовал Д.И.Фонвизин в своей борьбе против самовластия

    Екатерины и произвола крепостников-помещиков?

 

 

 

II вариант

 

1.  Какие стороны русской жизни и почему нашли отражение в первых произведениях

     Д.И.Фонвизина?

2.      Какое крупное историческое событие произошло в России при жизни  

Д.И.Фонвизина и какое значение оно имело для его творчества?

 

 

 

 

 

 

Для письменного опроса по краткой биографии А.Н.Радищева

 

 

 

I вариант

 

1.      Под влиянием каких условий складывалось мировоззрение А.Н.Радищева?

2.      Как А.Н.Радищев стал писателем-революционером?

 

 

 

II вариант

 

1.      Как и почему оборвалась жизнь А.Н.Радищева?

2.      В чём значение подвига А.Н.Радищева?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Для письменного опроса по теме

"Жизненный и творческий путь А.С.Пушкина"

 

 

 

 

I вариант

 

1.      Какое значение для  Пушкина имела его близость к няне Арине Родионовне?

2.      Как отразился в поэзии А.С.Пушкина образ его няни Арины Родионовны?

Приведите примеры и объясните.

 

 

II вариант

 

1.  Какие события и факты и в каком направлении оказали влияние на А.С.Пушкина

     в лицейские годы его жизни?

2.  Как и в чём выразилась связь А.С.Пушкина с декабристами по выходе его из

Лицея? Какое значение имела эта связь для поэта?

 

 

III вариант

 

1.  Какие политические стихи написал  А.С.Пушкин до своей ссылки на юг России

     и в чём заключается их основное содержание? Какие причины вызвали их?

2.  Кого и за что клеймил Пушкин в своих эпиграммах?

 

 

IV вариант

 

1.      Какое значение имела в жизни и творчестве А.С.Пушкина его встреча и

сближение с семьёй генерала Раевского?

2.      С кем из декабристов встречался Пушкин на юге России и какое значение

имели для него эти встречи?

 

 

V вариант

 

1.      Как А.С.Пушкин откликался на освободительное движение в Европе, будучи

на юге России?

2.      Какое новое направление приняло творчество А.С.Пушкина, когда он был

в южной ссылке? В каких произведениях отразилось это направление?

 

 

 

 

 

 

                                                

VI вариант

 

1.      Отметьте основные факты жизни и творчества А.С.Пушкина в михайловский

период, покажите их смысл и значение.

2.      Объясните причину сближения Пушкина с народом в период Михайловской

ссылки.

 

 

VII вариант

 

1.      Какое значение имел для Пушкина приезд его друга Пущина в Михайловское?

2.      Какой  новый  этап  в  своём  творческом  развитии пережил  А.С.Пушкин  

в Михайловском заточении и что он в это время создал наиболее значительное?

 

 

 

VIII вариант

 

1.      Почему после восстания декабристов Пушкин был вызван царём  в  Москву

из  Михайловской  ссылки?  Как  после  этого  сложились  взаимоотношения

между Пушкиным и царём?

2.      В  чём  и  как  выразилась верность А.С.Пушкина  идеям декабристов после

его освобождения из Михайловского заточения? В каких произведениях это

отразилось?

 

 

IX вариант

 

1.      Что вы знаете о Болдинской осени 1830 года?

2.      Какая большая тема о народе и почему стала интересовать А.С.Пушкина

в последние годы его жизни? В каких произведениях она отразилась?

 

 

 

X вариант

 

1.      Объясните  причины  трагической  кончины  А.С.Пушкина  и  скажите,

кто с наибольшей страстностью выразил скорбь и протест против

правительства, вызванные кончиной поэта.

2.      Что сказал сам Пушкин о своём значении и бессмертии и в каком произведении?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Для письменного опроса по биографии М.Ю.Лермонтова

 

 

 

I вариант

 

1.      Какие впечатления детства и почему имели для М.Ю. Лермонтова особенно

важное значение?

2.      Что дало Лермонтову его домашнее воспитание?

 

 

II вариант

 

1.  Что дали М.Ю.Лермонтову годы его учения в Московском дворянском   пансионе?

2.  Какие политические события произошли в России и в Европе в год поступления

     М.Ю.Лермонтова  в  Московский  государственный  университет  и  как  они

     отразились в его творчестве?

 

 

III вариант

 

1.  Объясните, какие причины заставили М.Ю.Лермонтова уйти из университета

     и поступить в военную школу.

2.  Почему поэт назвал годы своего пребывания в военной школе  "самыми

страшными  годами"?

 

 

IV вариант

 

1.      Как откликнулся М.Ю.Лермонтов на смерть А.С.Пушкина, какие последствия

и почему вызвал его отклик?

2.      Какие произведения М.Ю.Лермонтова были напечатаны в годы его первой

ссылки на Кавказ, о чём он рассказал в них?

 

 

V вариант

 

1.      Раскройте обстоятельства и причину ссылки М.Ю.Лермонтова на Кавказ.

2.      Какие лирические стихотворения написал М.Ю.Лермонтов в это время и

какие настроения он в них выразил?

 

 

VI вариант

 

1.      Какие  стихотворения  о  Родине написал  М.Ю.Лермонтов  в  год  своего

Последнего  пребывания  на  Кавказе? Объясните, как  выразился  в  них

патриотизм  поэта.

2.      Что послужило поводом и действительной  причиной  преждевременной

Гибели  М.Ю.Лермонтова?

 

Для письменного опроса по биографии Н.В.Гоголя

 

 

 

I вариант

 

1.      Назовите важнейшее историческое событие, которое произошло в России

вскоре  после  рождения Н.В.Гоголя  и  объясните  его  значение  для  всего

русского народа и для писателя.

2.      Что способствовало пробуждению литературной  одарённости  Гоголя 

в детские годы?

 

 

II вариант

 

1.      Какое крупное политическое событие произошло во время пребывания

Н.В.Гоголя в Нежинской гимназии и как оно повлияло на его мировоззрение?

2.      Объясните значение Нежинской  гимназии для Н.В.Гоголя.

 

 

III вариант

 

1.      Какой  путь  исканий  своего  жизненного  назначения  прошёл  Н.В.Гоголь

по окончании гимназии?

2.      Почему своё призвание Гоголь нашёл только в литературе? Что подготовило

его к этому?

 

IV вариант

 

1.  Почему ранние произведения Н.В.Гоголя о жизни украинского народа принесли

      писателю всеобщую известность? Как отнёсся к ним А.С.Пушкин?

3.      Почему эти произведения были написаны в романтическом стиле?

 

 

V вариант

 

1.      Каким было влияние личности и творчества А.С.Пушкина на Н.В.Гоголя?

2.      Какие наиболее значительные произведения написал Н.В.Гоголь в период

своего критического отношения к российской действительности и почему

вокруг них разгорелись ожесточённые споры? В чём был смысл этих споров?

 

 

VI вариант

 

1.      В какой книге Н.В.Гоголя отразились его религиозные и крепостнические

взгляды? Как отнёсся к этой книге великий критик В.Г.Белинский? Почему

он так отнёсся к ней?

2.      В чём смысл и причина идейных заблуждений Гоголя и его преждевременной

смерти?

          На письменный фронтальный опрос по самому сложному типу биографии – "Жизненный и творческий путь А.С.Пушкина" – был отведён один урок.              Работа проводилась в десятом  классе МБОУ СОШ № 3 им.атамана М.И.Платова г.Новочеркасска. Все десять вариантов были распределены между обучающимися примерно поровну. Качественный анализ показал, что ни один вариант не остался без ответа и учащиеся в основном справились со своей задачей.

          Ответы обучающихся дали целостный снимок восприятия и усвоения ими основных моментов жизни великого поэта в связи с его творчеством. Разумеется, полнота и качественность ответов обучающихся относительная, но достаточная для того, чтобы признать их знания вполне удовлетворительными.

          В своих ответах школьники воспроизвели основные факты из жизни и творчества поэта в связи с важнейшими политическими и историческими событиями его времени и отразили хронологию этих событий. Вместе с тем факты получили правильное освещение и оценку. Если при этом учесть, что обучающиеся отвечали на вопросы письменно и в известной мере развёрнуто, то они, по сути дела, за один урочный час дали сочинения, которые уже тем хороши и удобны для проверки, что невелики по объёму. В этих кратких сочинениях достаточно отразились и знания учащихся, и понимание ими изученного материала, и общая культура письменной речи, и стиль, и грамотность.

          Широкое внедрение в учебную практику старших классов фронтальных письменных опросов по основным разделам курса литературы повысит у школьников чувство ответственности за учёбу, усилит самостоятельность их мышления и приучит к интенсивным формам заданий.

          Эффективным способом, активизирующим знания обучающихся, являются и сочинения на биографические темы. Обычно сочинения типа жизнеописания деятеля литературы не практикуются в массовой школе. Меж тем такие сочинения помогают установить связь между жизнью писателя и его творчеством. Биография писателя – это историческая, политическая и личная основа его творчества. Творческий путь художника слова есть его постоянное конкретное проявление связи литературы с жизнью. Поэтому биографические темы целесообразно формулировать с учётом связи жизни писателя с его творчеством.

          Например, по мере изучения творчества А.С.Пушкина можно предложить обучающимся следующие несложные биографические темы для сочинений:

 

 

1.      Няня Арина Родионовна и её роль в развитии народности поэзии

А.С.Пушкина.

2.      Значение Лицея в литературном развитии А.С.Пушкина.

3.      П.Я.Чаадаев – первый политический воспитатель А.С.Пушкина.

4.      Петербургская юность А.С.Пушкина. Значение этих лет для развития

его творчества.

5.      Михайловское в жизни и творчестве А.С.Пушкина.

 

 

          Доступность и целесообразность названных выше тем также была проверена       в десятом классе  МБОУ СОШ  № 3 им.атамана  М.И.Платова г.Новочеркасска.

 

 

 

 

          Для проверки знания биографии писателя также приемлемы следующие углубляющие и обобщающие вопросы:

 

 

·        Наметить периоды жизни писателя и их хронологические вехи.

 

·        На географической карте показать путь его странствий.

 

·        На классной доске написать план пересказа биографии писателя.

 

·        Наметить параллельно факты жизни и творчества писателя.

 

·        Подобрать соответствующие иллюстрации и таблицы и рассказать

о том, где, чему и как учился писатель (М.В.Ломоносов).

 

·        Рассказать биографию с выбором фактов:

      М.В.Ломоносов как учёный;

      М.В. Ломоносов как реформатор стиха;

      Творческая биография  М.В.Ломоносова.

 

·        Из ряда портретов выбрать близких писателю людей и рассказать

об их взаимоотношениях (А.С.Пушкин, Н.В.Гоголь, В.Г.Белинский).

 

·        На доске сделать сопоставление фактов из жизни двух писателей,

например: основные факты жизни В.Г.Белинского и  А.И.Герцена.

 

·        Можно спрашивать факты из биографии, показывая слайды и видеофильмы.

 

·        Можно предложить некоторым учащимся подготовить дополнительный

биографический материал  о писателе и прослушать ряд рассказов, близких

к первоисточнику.

 

 

          Таковы основные активизирующие методы и приёмы, которые организуют внутреннюю сторону урока – его содержание, основанное на биографических вехах художника слова. 

Используются технологии uCoz